Центральная психолого- медико-педагогическая консультация (ПМПК)

Об отделе

Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (Далее - ЦПМПК) функционирует в составе ГБОУ «Донецкий республиканский учебно-методический центр психологической службы системы образования».

Цель деятельности ЦПМПК - выявление детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и (или) отклонениями в поведении, проведение их комплексного обследования и подготовка рекомендаций по выбору оптимального образовательного маршрута в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся и специальными условиями получения образования, необходимыми для сохранения здоровья, гармоничного развития и успешной социализации, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций.

Деятельность ЦПМПК направлена на:

  • выявление в ходе психолого-педагогического изучения детей в возрасте до 18 лет, которые нуждаются в коррекции физического и (или) умственного развития и оценку трудностей, потенциальных возможностей их развития;
  • подготовку и оформление заключения и рекомендаций по программе и форме обучения с учетом особенностей психофизического развития ребенка и его учебно-познавательной деятельности;
  • консультирование родителей (законных представителей), специалистов системы образования и смежных ведомств по вопросам предоставления детям с ограниченными возможностями здоровья образовательных услуг;
  • оказание индивидуальной коррекционно-развивающей помощи детям, нуждающимся в коррекции физического и (или) умственного развития;
  • взаимодействие со школьными психолого-медико-педагогическими консилиумами образовательных организаций (далее - ПМПк ОО);
  • проведение просветительской работы среди населения с целью профилактики возникновения нарушений в физическом и психическом развитии детей, трудностей в обучении и становлении личности, формирования социальной модели отношения к детям с ОВЗ, необходимых условий для их успешной социализации в обществе.

Инициировать прохождение обследования в ЦПМПК могут родители (законные представители) или образовательная организация, которую посещает ребёнок, врач, наблюдающий ребенка.

Консультирование, а также комплексное обследование ребенка проводится по его месту жительства в территориальной ПМПК (Перечень территориальных ПМПК в Донецкой Народной Республике https://cloud.mail.ru/public/JNXz/dC5mrEgsQ). В случаях, когда вопрос об определении специальных условий обучения ребенка не может быть решен специалистами территориальной ПМПК, ребенок направляется в ЦПМПК

Заключение ЦПМПК с рекомендациями об обучении является основанием для получения направления на зачисление в государственные образовательные организации (детские дома, специальные/санаторные школы-интернаты, школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детские дома-интернаты и др.).

Маршрутизатор по прохождению процедуры обследования в ЦПМПК

В соответствии со статьей 36 Конституции Донецкой Народной Республики:

  • Каждый имеет право на образование.
  • В Донецкой Народной Республике гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
  • Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
  • Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
  • В Донецкой Народной Республике поддерживаются различные формы образования и самообразования.

Согласно части 5 статьи 5 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании»:

«5. В целях реализации права каждого человека на образование государственными органами и органами местного самоуправления:

1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;».

Пунктом 20 статьи 2 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» определяется понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные надлежащим образом медико-социальной экспертной комиссией и (или) психолого-медико-педагогической комиссией, и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

В соответствии с частью 6 статьи 9 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» «в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в государственные образовательные стандарты специальные требования.».

Согласно статье 76 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании»:

«1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающемуся необходимую помощь, предоставление услуг тьютора, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».

Перечисленные условия должны в максимальной степени способствовать получению качественного образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию обучающихся с ОВЗ.

Согласно статье 41 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании»:

«1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

2. Республиканские органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;

3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;

5) защищать права и законные интересы обучающихся;

6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;

7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;

8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

1) обеспечивать получение детьми общего образования;

2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформление возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.».

В своей деятельности специалисты ПМПК руководствуются Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией ООН о правах ребенка, Конвенцией ООН о правах инвалидов, Конституцией Донецкой Народной Республики, Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании», действующим законодательством Донецкой Народной Республики, нормативными правовыми актами, документами и приказами Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики и другими действующими нормативными правовыми актами, в том числе:

Государственными образовательными стандартами;

Положением о психолого-медико-педагогической комиссии (далее - Положение) и Порядком проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей (далее - Порядок), утвержденных Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 27.12.2021 № 162-НП, зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 24.01.2022, номер регистрационной записи 4952.

Шаг 1. Подготовка документов

Для проведения обследования ребенка родителям (законным представителям) необходимо подготовить документы, согласно Перечню документов, необходимых для обращения в ЦПМПК https://cloud.mail.ru/public/EbfQ/tzmkDEEki (Выписку из истории развития ребенка можно скачать здесь  https://cloud.mail.ru/public/xtN7/K49d9F3fs)

Шаг 2. Запись на обследование в ЦПМПК

Необходимо записаться лично (г.Донецк, ул.Щорса 30, каб. 101-103) или по телефону +38 (062) 304574, +7 (856) 304574, +7949 497 34 38, где вас проинформируют о дате, времени, месте и порядке проведения обследования.

Шаг 3. Подача документов и диагностическое обследование

В назначенный день необходимо вместе с ребёнком явиться в ЦПМПК, предъявить указанный пакет документов.

Порядок проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей в ЦПМПК https://cloud.mail.ru/public/Fo5i/6k9hqR4Lr

Обследование в ЦПМПК проводится в присутствии родителей (законных представителей) индивидуально каждым специалистом или несколькими специалистами одновременно, что определяется психолого-медико-педагогическими показаниями, исключающими возникновение психотравмирующих и неэтичных ситуаций. При установлении потребности обучающегося в создании специальных образовательных условий ЦПМПК руководствуется результатами комплексной диагностики и входящими медицинскими документами.

Деятельность каждого специалиста ЦПМПК подчинена решению общей диагностической задаче.

Важное значение имеет подробная педагогическая характеристика, которая отражает общую ситуацию развития ребенка глазами педагога, характер оказываемой помощи и ее эффективность, а самое главное - чему удалось научить ребенка (в соответствии с программными требованиями) и за какой срок.

Целесообразно предоставление в ЦПМПК рабочих тетрадей ребенка по русскому (родному) языку и математике: для выполнения домашней работы, для контрольных работ (диктантов, сочинений, изложений). Проверенные тетради/работы предоставляются с целью проведения специалистами детализированного изучения результатов учебной деятельности ребенка.

Основная задача учителя-дефектолога на заседании комиссии - определить зону актуального и зону ближайшего развития ребенка. Анализируя тетради ребенка, учитель-дефектолог может сделать выводы о степени усвоения программы, выделить конкретные проблемы и уточнить их в процессе диагностики. Также предоставление тетрадей позволяет учителю-дефектологу и учителю-логопеду проанализировать различные виды письменной деятельности.

Учитель-логопед оценивает уровень речевого развития, качество устной и письменной речи.

Педагог-психолог оценивает поведение, характер деятельности, особенности коммуникации, зрительный и слуховой гнозис, развитие высших психических функций.

В случае наличия нарушения слуха важно наличие аудиограммы, нарушение зрения - заключение врача-офтальмолога о состоянии зрения с коррекцией.

Анализ представленных документов, объективные выводы по результатам диагностических обследований в дальнейшем будут являться основанием для принятия решения и оформления заключения ЦПМПК.

В некоторых случаях комиссия может принять решении о медицинском дообследовании.

В случае прохождения обследования в территориальной ПМПК и не согласия с её решением, родители (законные представители) имеют право обратиться в ЦПМПК. Так же и территориальная ПМПК в сложных диагностических случаях может рекомендовать консультирование в ЦПМПК.

Шаг 4. Определение образовательного маршрута и подготовка Заключения

ЦПМПК устанавливает наличие ОВЗ и потребность в создании специальных условий обучения и воспитания.

При отсутствии клинически значимых особенностей в физическом и (или) психическом развитии ребенку рекомендуется образовательная программа дошкольного образования (далее - ОП ДО), начального общего образования (далее - НОО), основного общего образования (далее - ООО) или среднего общего образования (далее - СОО). При выводе о наличии особенностей развития, квалифицируемых как ОВЗ, ребенку рекомендуется обучение по образовательной программе, учитывающей его трудности, «приспособленной» к наличию особых образовательных потребностей - адаптированной. Такая АООП далее будет обозначаться как АООП определенного вида, основой определения которой является клиническая сущность имеющихся у ребенка нарушений.

Варианты АООП конкретизируют условия получения образования и определяются в соответствии с ГОС НОО ОВЗ и ГОС О УО (ИН).

Вариант АООП/ООП рекомендуется коллегиально на основании всех диагностических материалов, представленных специалистами, анализа анамнестических сведений, психолого-педагогической характеристики, общей оценки социальной ситуации развития.

По результатам обследования коллегиально составляется Заключение комиссии, бланк которого утвержден Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 27.12.2021 № 162-НП, зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 24.01.2022, номер регистрационной записи 4952.

Заключение представляет собой обоснованные выводы о наличии (отсутствии) у ребенка ограниченных возможностей здоровья, особенностей в физическом и (или) психическом развитии, отклонений в поведении и необходимость (отсутствие необходимости) в создании специальных условий для получения образования.

Родитель (законный представитель) после ознакомления с Заключением отмечает в части, предназначенной для родителей (законных представителей), отсутствие претензий к процедуре обследования и получение заключения.

Составляется Заключение ЦПМПК в двух экземплярах. Один экземпляр Заключения ЦПМПК (оригинал) выдается родителям (законным представителям) непосредственно в день оформления Заключения ЦПМПК под подпись, а второй экземпляр (оригинал) хранится в личном деле обследуемого.

Заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) рекомендательный характер. Специалисты ЦПМПК не вправе рекомендовать определенную образовательную организацию (ОО), однако должны проинформировать родителей (законных представителей) о возможностях удовлетворения особых образовательных потребностей ребенка в ОО Донецкой Народной Республики всех типов и форм собственности. Перечень образовательных организаций, оказывающих коррекционную помощь детям с ОВЗ https://cloud.mail.ru/public/wMEx/uWyZnBCUd

Заключение ЦПМПК действительно в течение календарного года с даты его подписания. Родители (законные представители) могут предоставить рекомендации в ОО в течение календарного года с момента его выдачи. Заключение ЦПМПК является основанием для создания в ОО условий воспитания и обучения ребёнка, в том числе разработки АООП, специальных условий сдачи ГИА/ЕГЭ.

Заключение ЦПМПК определяет основную стратегию помощи ребенку. ПМПк ОО разрабатывает план работы с обучающимся в соответствии с рекомендациями ЦПМПК, конкретизирует содержательную часть психолого-педагогической помощи, разрабатывает конкретные коррекционно-развивающие программы, устанавливает условный диагностический период в течении которого специалисты ПМПк ОО наблюдают за динамикой развития ребенка (положительной, отрицательной, волнообразной) и инициирует при необходимости повторное обращение в ЦПМПК.

Создано с помощью Webnode
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать