ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

                                                 В копилку практиков от будущих специалистов 

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения Государственных образовательных стандартов

Реализация государственных образовательных стандартов (далее - ГОС) в образовательных организациях ориентирована на формирование принципиально новой модели образования - психолого-педагогической. Обновление содержания образования, разработка и внедрение новой нормативно-правовой базы деятельности образовательных организаций, установленные требования ГОС к результатам обучающихся, определяют следующие концептуальные подходы. А именно:

  • повышение уровня готовности руководителей образовательных организаций в части определения функций педагога-психолога (практического психолога) в различных условиях функционирования образовательной организации;
  • повышение уровня психолого-педагогической готовности педагогических работников к реализации трудовых функций в соответствии с требованиями профессионального стандарта, что обеспечит достижение обучающимися метапредметных и личностных результатов в соответствии с требованиями ГОС;
  • повышение уровня психологической компетентности родителей (законных представителей), их осведомленности о психологических и возрастных особенностях развития обучающихся и повышения их мотивации к совместному взаимодействию в вопросах обучения и воспитания.

Новыми стандартами также предусмотрена и программа коррекционной работы, которая должна быть направлена на оказание психолого-педагогической помощи тем детям, которые в ней нуждаются, прежде всего, детям с особыми образовательными потребностями (ООП).

Реализация поставленных задач возможна лишь при грамотном осуществлении комплексного психолого-педагогического сопровождения.

Психолого-педагогическое сопровождение как комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными психолого-педагогическими методами и приемами, обеспечивает создание социально-психологических и педагогических условий для успешного обучения и психологического развития каждого обучающегося, осуществление психологической поддержки участников образовательных отношений.

Психолого-педагогическое сопровождение представляет собой динамический процесс, целостную деятельность всех субъектов образовательных отношений, куда включены взаимосвязанные компоненты:

  • систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения;
  • создание социально-психологических условий для полноценного развития личности каждого ребенка, успешности его обучения (базовый образовательный компонент);
  • создание специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в развитии детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (в рамках специального образовательного компонента).

Психолого-педагогическое сопровождение - система, построенная на принципах комплексности, мульти- и междисциплинарности, межотраслевого взаимодействия, направленная на создание психолого-педагогических и социальных условий помощи в обучении и развитии детей, их адаптации, предусматривающая реализацию диагностической, консультативной, коррекционно-развивающей, экспертной и социально-диспетчерской деятельности.

Модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса (рис.1) направлена на обеспечение комплексного подхода для определения оптимальных условий обучения и развития каждого отдельно взятого ребенка, при реализации которой все участники образовательных отношений совместно разрабатывают единый подход, единую стратегию психолого-педагогического сопровождения.

Рис.1

Модель психолого-педагогического сопровождения

Представленная модель обеспечивает эффективное психолого-педагогическое сопровождение детей при условии объединения усилий всех субъектов образовательного процесса: администрации, педагогов, психолога, социального педагога, медицинского работника.

Многочисленные исследования в области организации социально-психологического сопровождения (Е.М. Дубовская, Л.А. Петровская, Р.В. Овчарова, О.А. Тихомандрицкая) позволяют выделить основные направления его реализации:

  • психологическая диагностика с целью выделения затруднений, определения ресурсов и помощи в использовании знаний о себе для саморазвития;
  • психологическое просвещение посредством повышения уровня индивидуальной психологической компетентности, что позволяет повысить эффективность взаимодействия субъекта в различных сферах - «Я-другие», «Я-сам», «Я-профессиональная деятельность», «Я-мир»;
  • психологическое консультирование, в процессе которого оказывается психологическая помощь личности в ее самопознании, адаптации к реальным жизненным условиям, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующей непрерывному личностному росту и саморазвитию;
  • психологическая коррекция и развитие, активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на исправление нарушений в личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений в конкретных образовательных условиях.

Следует отметить, что специалисты психологической службы: практический психолог и социальный педагог, не могут быть взаимозаменяемыми. У каждого из них своя методология работы, инструментарий, направления и содержание деятельности, соответствующее их функциям.

Этапы работы практического психолога и социального педагога по обеспечению психолого-педагогического сопровождения (ППС) внедрения ГОС представлены на рисунке 2.

Рис.2. Этапы работы практического психолога и социального педагога по обеспечению психолого-педагогического сопровождения внедрения ГОС

Психолого-педагогическое сопровождение содержательно может рассматриваться не только как технология профессиональной деятельности практического психолога образовательной организации, проявляющаяся в различных формах, но и как комплексная эффективная модель деятельности всех участников образовательных отношений в целом. Конечной целью сопровождения является содействие полноценному развитию и саморазвитию личности, ее самоопределению и самоактуализации, предполагающим максимальную возможность обретения себя и осуществления личностных выборов.

Представленная модель деятельности обеспечивает создание индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения детей, в том числе детей требующих особого педагогического внимания, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, и предоставляет возможность создания максимально комфортных условий для реализации возможностей, способностей ребенка, в том числе в условиях внедрения Государственных образовательных стандартов.

Создано с помощью Webnode
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать